четверг, 19 января 2017 г.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование, как основной вид исследовательской деятельности»

Дошкольное образование само по себе призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию его исследовательской активности, а также инициативы дошкольника. Научный поиск различных эффективных средств в развитии исследовательской активности у дошкольников на сегодняшний день представляет собой актуальную проблему и эта проблема требует как теоретического так и практического решения. 

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольника активного внимания заслуживает исследовательская деятельность - экспериментирование.
Потребность ребёнка каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он должен получать. В основе их возникновения лежит ориентировочно- исследовательская или поисковая деятельность, которая направлена на познание окружающего мира.  
Дети, по своей природе являются исследователями, они с большой радостью, с удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё для них новое, всё интересное. Им интересно абсолютно всё и мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, всем, чем угодно. Он радуется даже самому маленькому своему открытию. Можно заметить такой момент: у большинства дошкольников с возрастом интерес к исследованиям, экспериментам пропадает.   
    Возникает вопрос:  Почему же так происходит и кто в этом виноват?
Многие психологи, педагоги, у которых большой опыт, приходят к такому выводу- это происходит из-за взрослых, очень часто взрослые говорят ребёнку например:
"Отойди от лужи, а то испачкаешься; не трогай руками песок, он грязный; не бери снег в рот, он холодный; не смотри по сторонам, а то споткнёшься."
Такие небольшие фразы можно услышать от родителей, от воспитателей что отбивает естественный интерес у ребёнка к исследованиям. Ведь ребёнку интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой, что с ним происходит. Или почему песок такой, можно ли из него что-то слепить (сухой- мокрый).
Когда вы запретили ему что-то, проходит время и ребёнку совершенно не интересно это становится. Например: почему с деревьев листья опадают, откуда дождик берётся, почему звёзды падают. Многие моменты могут потерять интерес, который возникал когда-то, и был, так скажем заглушен.
Для того, чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, очень важно вовремя поддерживать стремление, чтобы они хотели исследовать, экспериментировать везде и всегда.
Задача воспитателя- не пресекать, а наоборот активно развивать эту деятельность.
Что же такое исследовательская деятельность? Это особый вид интеллектуально- творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. То есть- это активность ребёнка которая направлена на постижение устройства вещей, связи между какими-то явлениями окружающего мира, их систематизацией. Основой исследовательской деятельности является поисковая активность.
Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, и он хочет всё знать. Исследовать, открыть, изучить –это для ребёнка сделать шаг в неизвестное.  
Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на   моменты:
1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает запоминать многое и это у него откладывается в памяти естественно.
2. Развивается речь ребёнка, каждый месяц, каждый год и постоянно, не смотря на то, чем бы он не занимался.
3. Происходит накопление фонда умственных приёмов операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения., прежде чем что-то сказать, сообразить, сделать.
4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.                Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов, потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования самостоятельно, т. е. без участия взрослых.  Развиваются творческие способности, возникает огромная возможность думать, пробовать и самое главное ребёнок учиться, самовыражаться проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно возникает у ребёнка необходимость совершать операции, анализы, сравнения, обобщения, классификации. Приходится регулировать эти закономерности, объяснять, эти выводы стимулируют развитие речи у детей.  

Если ребёнок - исследователь найдёт поддержку у воспитателя, при исследовании, когда он научится проводить эксперименты, выполнять различные действия, то предполагают так, что потом ребёнок, когда вырастет, будет- «Исследователь – взрослый», он вырастает умным, наблюдательным, человеком, который самостоятельно всегда делает выводы, логически мыслит, человеком который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий